Современная практика кадровой работы с молодыми сотрудниками за рубежом и в отечественных организациях |
Сегодня кадровую политику как зарубежных, так и отечественных организаций и ее важную составную часть — работу с молодежью — во многом определяет мировой экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса. Эксперты Международной организации труда оценивают пандемию не только как глобальный кризис в области здравоохранения, но и крупнейший кризис на рынке труда и в экономической сфере, который уже привел к негативным последствиям для многих людей, в первую очередь молодых. Работодателей повсюду, в том числе и в Беларуси, волнует в настоящее время два основных вопроса: во-первых, как долго данный кризис продлится, во-вторых, как будем жить после его окончания. И дать обоснованные и полные ответы на них сегодня практически невозможно.
Однако мировые кризисы всегда давали толчок для анализа существующих проблем и дальнейшего развития. И прежде всего в необходимости новаций во всех сферах производственной и социальной жизни. По-старому уже работать и жить будет нельзя. Поэтому, естественно, значительно усилится отнюдь не новая тенденция к омоложению трудовых коллективов. Уже сегодня многие белорусские организации различных форм собственности ищут молодых и способных сотрудников, в первую очередь молодых специалистов, не претендующих пока на высокую заработную плату. Ведь молодое пополнение — это качественно новая рабочая сила. Многие из них свободно владеют современными информационными технологиями, иностранными языками; они легче приспосабливаются к системным изменениям, у них свежий взгляд, позволяющий эффективно решать нестандартные задачи, в том числе в новых направлениях синтеза науки и производства, предлагать новые эффективные способы сокращения издержек и выполнения, казалось бы, привычных задач; это еще и перспективные кандидаты в кадровый резерв.
Учитывая все это, руководители организации, кадровики надеются с помощью набранных молодых сотрудников дешево, но эффективно работать в современных условиях. Понятно, что механическое использование возрастного ценза в кадровой работе далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам. Ведь жизненный и профессиональный опыт нового сорока или пятидесятилетнего сотрудника часто перевешивает вышеназванные достоинства его молодого конкурента на трудоустройство. И в то же время производственный коллектив без постоянного омоложения — это, как правило, застой, отсутствие новых креативных идей, самоуспокоенность. Не случайно в текущем году Правительством было принято решение о проведении 21–27 июня Недели молодежи. Завершилась она праздником, который с этого года называется по-другому — «День молодежи и студенчества». Во всех регионах республики прошли мероприятия, позволившие молодым людям проявить свои таланты.
По данным Белстата, численность молодежи в возрасте 14–30 лет на 1 января 2021 г. в Беларуси составляла 1 697 517 человек, или каждый пятый житель республики. Интересно, что доля пользователей услугами интернета среди лиц в возрасте 14–30 лет составила 97,9 %, при этом 96,6 % пользователей данной возрастной категории подключались к сети ежедневно. Министерством юстиции Республики Беларусь в стране зарегистрировано более 300 молодежных общественных объединений.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ — НОВЫЕ ЦЕННОСТИ
В кадровой работе с молодыми сотрудниками необходимо учитывать оценки современной молодежи экспертами и сведений, как зарубежных, так и отечественных социологических исследований. По данным популярной международной интернет-энциклопедии ― Википедии, поколение Z (также известное как зуммеры) — термин, применяемый в мире для людей, родившихся примерно со второй половины 1990-х по первую половину 2010-х гг. Они живут в совсем ином мире по сравнению со своими предшественниками. Для них цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая бытовая часть жизни. Зуммеры отдают предпочтение престижным занятиям, таким, где не требуется тяжелый физический труд и для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки и высшее образование. Безусловный лидер специальностей, предпочитаемых представителями поколения Z, — программист. Нередко они также делают выбор в пользу юриспруденции, маркетинга и массмедиа.
<...>